Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Создание системы экономической безопасности для отечественных предприятий становится все одной из важнейших задач, возникающих в результате действия различных внешних и внутренних угроз, обусловленных становлением рыночных механизмов в Российской Федерации. Ее решение невозможно без использования ресурсов. Стоимостным выражением ресурсов являются доходы и расходы, величина которых, в свою очередь, существенно влияет на экономическую безопасность предприятия.
Экономическая безопасность предприятия является чувствительной к любым изменениям финансовыми результатами, малейшие колебания их величины могут привести к ухудшению состояния экономической безопасности. К сожалению, такие колебания не всегда предсказуемыми со стороны менеджеров предприятия, прежде всего, потому, что в условиях неопределенности управляемость финансовых результатов предприятия невысока, а тип управления прибылью, в основном, осуществляется по факту. Целям повышения управляемости прибылью предприятия, а, следовательно, и целям укрепления системы экономической безопасности должны служить управленческие действия опережающего характера, результативное осуществление которых невозможно без адекватного инструментария. Ряд этих обстоятельств выдвигает на первое место актуальность совершенствования механизма управления финансовыми результатами хозяйствующего субъекта с целью обеспечения экономической безопасности.
Цель работы – провести оценку прибыли и рентабельности АО «Акконд» для разработки предложений по ее увеличению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- провести анализ прибыли и рентабельности АО «Акконд»;
- отразить направления повышения прибыли и рентабельности организации.
Объектом работы является АО «Акконд».
Предметом исследования является прибыль и рентабельность АО «Акконд».
Теоретической базой исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных авторов таких как: Могилевский С.Д., Ю.Г. Лескова, Самойлов И.А.,И.С. Шиткина, Е.А. Суханов, Долинская В.В., Агарков, М.М., Ломакин Д.В., Метелева Ю.А., Руднев П.А., Сердюк Е.Б., А.И. Каминку, Д.И. Мейера, Л.И. Петражицкого, О.С. Иоффе, Ю.Д. Жукова, К.П. Павлова и другие.
Для достижения поставленной цели в работе использованы методы логического анализа, включая анализ и синтез в рамках системного подхода, динамический и структурный анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по росту прибыли и рентабельности могут применяться АО «Акконд» в дальнейшей деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
1.1. Сущность прибыли и рентабельности организации
Прибыль в настоящее время является довольно важной экономической категорией и основной целью любого коммерческого предприятия. Прибыль как экономическая категория, отражает чистый доход, который создан в сфере материального производства.
Прибыль – это разница между общими доходами фирмы и общими издержками производства .
В рыночной экономике прибыль занимает главное место, проявляя различные экономические связи в производственном процессе также выступая в качестве движущей силы и цели предпринимательской деятельности.
Увеличение прибыли превращает это основной стимул и основной источник экономического и социального развития предприятий. Прибыль помогает определить центральное место ее роль в развитии рыночной экономики. Сами предприятия заинтересованы в получении наибольшей прибыли.
Прибыль гарантирует доходность инвестированных денежных средств и в то же время является источником финансирования расходов, связанных с развитием производства и социальной сферы .
Прибыль имеет огромную социальную значимость. Для того, чтобы успешно функционировать в условиях рынка, величина прибыли, получаемой предприятием должна гарантировать постоянное развитие и увеличение конечных показателей деятельности. Это побуждает предприятия находить пути более удачной работы на рынке, на котором осуществляется реализация созданной продукции, работ и услуг.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятий и, как правило, представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а для всего предприятия – разницей между выручкой от продажи продукции и себестоимостью продаж .
Изменения в прибыли являются предметом большого анализа. В целом, высокая или растущая прибыль свидетельствует об успешном бизнесе, в то время как низкая прибыль может указывать на множество проблем, включая недостатки в управлении расходами.
Прибыль объективно необходима предприятиям и организациям для: установления своей экономики, всевозможных производственных целей, расширения материально-технической базы, увеличения своего оборотного капитала, а также создания средств, необходимых для различных нужд компании.
Таким образом, прибыль – это экономическая категория, которая отображает заработок, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Это результат сочетания различных факторов производства, таких как: труд, денежные средства, природные ресурсы, а также предпринимательские способности. Эти факторы дают в совокупности тот финансовый эффект, который называется прибылью.
Основным источником происхождения прибыли является предпринимательская деятельность, а точнее суть этой деятельности, смысл которой – прибыль .
Основой процесса получения прибыли является единая модель, принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, как показано на рисунке 1.
Прибыль играет важную роль в стимулировании развития производства, но убытки могут возникнуть из-за определенных обстоятельств или упущений в работе компании.
Рисунок 1 – Схема формирования прибыли организации
Прибыль – это общий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о хорошем финансовом положении. Важным вопросом для предприятий является достижение не только соответствующего уровня величины прибыли, но и достаточного уровня качества прибыли предприятия на всех этапах его следования.
Прибыль характеризует экономический эффект, связанный с деятельностью организации, который влияет на величину прибыли и ее динамику и показывает конечный финансовый результат и факторы, которые зависят от усилий организации, и факторы, которые не зависят от них.
Получение нулевой прибыли предприятиями означает, что ни у одного из руководителей нет стимула найти более выгодный альтернативный способ использования своих предпринимательских навыков, а стоимость упущенной возможности использовать этот ресурс одинакова в каждой компании .
Прибыль, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними расходами .
На данный момент в бухгалтерском учете выделяют пять основных видов прибыли:
1. Валовая прибыль.
2. Прибыль (убыток) от продаж.
3. Прибыль (убыток) до налогообложения.
4. Чистая прибыль (убыток).
В литературе по экономическому анализу представлены различные определения рентабельности. В ряде случаев термин «рентабельность» трактуется как синоним понятий «прибыльность», «доходность», «эффективность». Определение, представленное русско-немецким словарем Лепинга А. А. определяет термин «рентабельность», как слово, производное от немецкого корня «rentabel», переводимого на русский язык как «прибыльный», «выгодный», «доходный», «самоокупающийся».
М. Н. Крейнина в процессе изучения показателей рентабельности характеризует рентабельность как показатель, рассчитанный на основе отношения различных видов прибыли к величине собственного, общего или оборотного капитала, указывая таким образом конкретное направление расчетов и давая определение рентабельности как свидетельства оценки силы (величины) доходов предприятия .
В соответствии с представленными определениями понятно, что исследователями в сфере финансового анализа предприятия рентабельность определяется как один из основных и наиболее информативных показателей эффективности работы компании и качества используемых им ресурсов. Исходя из сказанного и на основании обобщения представленных определений может быть представлено следующее понятие рентабельности: рентабельность предприятия представляет собой один из относительных показателей, характеризующих динамику и уровень изменения прибыльности компании, эффективность ее функционирования в целом, рациональность инвестиций в развитие предприятия . В соответствии с данными расчета и анализа показателей рентабельности предприятия оценивается потенциал предприятия и перспективы его долгосрочного благополучия, то есть способности компании принести реальную прибыль на основании вложенных в ее развитие инвестиционных ресурсов, что важно как с точки зрения владельцев бизнеса, так и с точки зрения инвесторов .
Таким образом, проведенный анализ позволил проанализировать определения рентабельности, представленные в работах различных авторов и обобщить совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на динамику показателей рентабельности предприятия. Проведенный анализ подтверждает практическую значимость выделения внешних и внутренних параметров, детерминирующих динамику рентабельности предприятия, что позволяет определить оптимальные границы для регулирования тех или иных из них, своевременно предприняв меры, которые не позволят снизить рентабельность компании до критического уровня.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 278.
2. Баскакова О.В. Экономика организации : учебник / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. - 2-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К, 2020. - 306 с.
3. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности Экономическая безопасность / К.Б. Беловицкий. - М.: Дашков и К°, 2021. – 586 с.
4. Васильева М.В. Анализ эффективности управления финансовым результатом деятельности организаций в целях налогового планирования / М.В. Васильева // Управленческий учет. - 2019. - № 11. - С. 51-61.
5. Волков О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 264 с.
6. Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
7. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум : учебно-практическое пособие / В.Д. Грибов. - Москва : КноРус, 2021. – 196 с.
8. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник/ Захаров И.В, Калачева О.Н., Дмитриева И.М., - М Издательство «Юрайт» 2021. – 424 с.
9. Кривоногова Л.В. Проблемы учета прочих доходов и расходов экономического субъекта / Л.В. Кривоногова // Факторы успеха. – 2019. – № 1 (12). – С. 20-23.
10. Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия / Т.С. Новашина. - М.: Синергия, 2020. – 336 с.
11. Пасечко Л.А. К развитию методологии коммерческой деятельности организации / Л.А. Пасечко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2021. - № 3. - С. 200-211.
12. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 9-е изд., стер. / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. Студентам ССУЗов / Г.В. Савицкая. – М. : Инфра-М, 2023. – 378 с.
14. Сыроижко В.В. Финансовые методы управления прибылью / В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2. - С. 62-66.
15. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. - 240 c.
16. Хлебодарова Е.С. Бухгалтерский учет доходов и расходов на предприятиях / Е.С. Хлебодарова // Вектор экономики. – 2019. – № 2 (32). – С. 7.
17. Чижова Е.Н. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.Н. Чижова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 3. - С. 96-100.
18. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Шадрина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 461 с.
19. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 458 с.
20. Юрченко Т.И. Управление доходами и затратами организации: теория и практика / Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова // Вестник ГУУ. – 2020. – №11-1. – С. 36-40.